Технический паспорт прибора учета – основной документ, содержащий все сведения об устройстве. Помимо параметров, покупателю важно знать дату первичной поверки, которая проводится на заводе-изготовителе сразу по окончанию сборки. С этого момента отсчитывают начало межповерочного периода (промежуток времени между двумя поверками).
Именно поэтому, приобретая водомер, уточните в паспорте, сколько времени прошло с момента первичной экспертизы. Вдруг товар залежался на складе или прилавке. Счетчик еще не использовался, а дата регулярных испытаний уже не за горами. По этой же причине не покупайте ИПУ задолго до установки.
Наступление поверочных сроков зависит от модели измерителя.
Универсалы не делятся на ИПУ горячей и холодной воды: имеют одинаковую конструкцию. Цветовая градация присутствует, но условно, для удобства потребителя. Красные или синие элементы помогают не перепутать водомеры при снятии показаний. Рабочий температурный режим общий: +5…+90°С. Экспертиза проводится 1 раз в 6 лет. То есть, чтобы определить дату наступления регулярного тестирования, отсчитайте ровно 6 лет со дня первичной поверки.
Отличается от прибора холодного водоснабжения не только красным цветом корпуса. Производители заявляют: от агрессивного воздействия горячей воды хрупкий механизм защищает дополнительный кожух, непредусмотренный в конструкции синего измерителя ХВС. Такое преимущество позволяет работать в диапазоне сверх высоких температур: до +130°С, а в некоторых моделях – до +150°С. ИПУ горячего водоснабжения разрешено устанавливать на стояк ХВС, но на практике так делают редко по экономическим соображениям. Водомер ГВС дороже, а межповерочный период короче – 4 года.
Рабочие температуры использования синих счетчики холодного водоснабжения ограничены диапазоном +5…+40°С. Некоторые производители заявляют ограничения до +30°С. Исходя из технических возможностей устройства, понятно, что категорически неприемлем монтаж прибора ХВС на горячий стояк. Пластиковая крыльчатка расплавится, механизм выйдет из строя. Метрологическую проверку водосчетчика проводят 1 раз в 6 лет.
Если экспертиза успешно пройдет в указанную в техническом паспорте дату или чуть раньше, то управляющая компания своевременно получит сведения об этом и продолжит принимать показания счетчика.
В противном случае данные прибора перестают учитываться при расчете оплаты за воду. Вплоть до момента получения УК информации о проведенных регулярных испытаниях или замене водомера на новый. Дается 3 месяца на решение вопроса. В течение этого периода жильцы оплачивают расход ресурса по собственным усредненным показаниям за последние полгода.
По прошествии 90 дней, не получив сообщения о поверке или замене, управляющая компания переводит ИПУ в разряд неисправных. С этого момента тариф меняется. Начисления проводят по региональному нормативу на каждого прописанного жильца с надбавочным коэффициентом 1,6 (+60%). В некоторых случаях, если предусмотрено договором, УК вправе включить в квитанцию свои штрафные санкции. Суммарный итог неприятно удивит собственника.
На законодательном уровне установлено, что за состояние и техническое обслуживание счетчиков, в том числе за своевременную поверку и замену, несет ответственность собственник помещения.
Кажется логичным, что управляющая компания, обслуживающая многоквартирный дом, заранее предупредит жильцов, чтобы не допустить просрочки. В некоторых случаях так и происходит: дату поверки выделяют цветом в квитанциях ЖКУ, присылают электронные и бумажные предупреждения. Но это не входит в обязанности УК и зависит от этической стороны взаимоотношений исполнителей услуг с собственниками квартир в МКД. На практике забывчивость жильцов может быть на руку обслуживающей компании, поскольку несет коммерческую выгоду предприятию, если договор был «правильно» составлен.
Существует судебная практика, которая показывает, что Жилищный кодекс РФ работает, и за свои права можно и нужно бороться. Разбирательства уменьшат расчеты контролирующей организации, но потерянные нервы и время не компенсирует никто. Поэтому следите за наступающими сроками экспертизы/замены самостоятельно. А если хотите, чтобы о вас позаботились, заключите договор со сторонней метрологической службой на техническое обслуживание счетчиков.