Срок поверки счетчиков воды: контроль и учет

Поверочные сроки счетчиков воды: считаем, контролируем

Технический паспорт прибора учета – основной документ, содержащий все сведения об устройстве. Помимо параметров, покупателю важно знать дату первичной поверки, которая проводится на заводе-изготовителе сразу по окончанию сборки. С этого момента отсчитывают начало межповерочного периода (промежуток времени между двумя поверками).

Именно поэтому, приобретая водомер, уточните в паспорте, сколько времени прошло с момента первичной экспертизы. Вдруг товар залежался на складе или прилавке. Счетчик еще не использовался, а дата регулярных испытаний уже не за горами. По этой же причине не покупайте ИПУ задолго до установки.

Наступление поверочных сроков зависит от модели измерителя.

Универсальный счетчик

Универсалы не делятся на ИПУ горячей и холодной воды: имеют одинаковую конструкцию. Цветовая градация присутствует, но условно, для удобства потребителя. Красные или синие элементы помогают не перепутать водомеры при снятии показаний. Рабочий температурный режим общий: +5…+90°С. Экспертиза проводится 1 раз в 6 лет. То есть, чтобы определить дату наступления регулярного тестирования, отсчитайте ровно 6 лет со дня первичной поверки.

Счетчик горячей воды

Отличается от прибора холодного водоснабжения не только красным цветом корпуса. Производители заявляют: от агрессивного воздействия горячей воды хрупкий механизм защищает дополнительный кожух, непредусмотренный в конструкции синего измерителя ХВС. Такое преимущество позволяет работать в диапазоне сверх высоких температур: до +130°С, а в некоторых моделях – до +150°С. ИПУ горячего водоснабжения разрешено устанавливать на стояк ХВС, но на практике так делают редко по экономическим соображениям. Водомер ГВС дороже, а межповерочный период короче – 4 года.

Счетчик холодной воды

Рабочие температуры использования синих счетчики холодного водоснабжения ограничены диапазоном +5…+40°С. Некоторые производители заявляют ограничения до +30°С. Исходя из технических возможностей устройства, понятно, что категорически неприемлем монтаж прибора ХВС на горячий стояк. Пластиковая крыльчатка расплавится, механизм выйдет из строя. Метрологическую проверку водосчетчика проводят 1 раз в 6 лет.

Сколько длится поверочный период

Если экспертиза успешно пройдет в указанную в техническом паспорте дату или чуть раньше, то управляющая компания своевременно получит сведения об этом и продолжит принимать показания счетчика.

В противном случае данные прибора перестают учитываться при расчете оплаты за воду. Вплоть до момента получения УК информации о проведенных регулярных испытаниях или замене водомера на новый. Дается 3 месяца на решение вопроса. В течение этого периода жильцы оплачивают расход ресурса по собственным усредненным показаниям за последние полгода.

По прошествии 90 дней, не получив сообщения о поверке или замене, управляющая компания переводит ИПУ в разряд неисправных. С этого момента тариф меняется. Начисления проводят по региональному нормативу на каждого прописанного жильца с надбавочным коэффициентом 1,6 (+60%). В некоторых случаях, если предусмотрено договором, УК вправе включить в квитанцию свои штрафные санкции. Суммарный итог неприятно удивит собственника.

Кто отвечает за соблюдение поверочных сроков

На законодательном уровне установлено, что за состояние и техническое обслуживание счетчиков, в том числе за своевременную поверку и замену, несет ответственность собственник помещения.

Кажется логичным, что управляющая компания, обслуживающая многоквартирный дом, заранее предупредит жильцов, чтобы не допустить просрочки. В некоторых случаях так и происходит: дату поверки выделяют цветом в квитанциях ЖКУ, присылают электронные и бумажные предупреждения. Но это не входит в обязанности УК и зависит от этической стороны взаимоотношений исполнителей услуг с собственниками квартир в МКД. На практике забывчивость жильцов может быть на руку обслуживающей компании, поскольку несет коммерческую выгоду предприятию, если договор был «правильно» составлен.

Существует судебная практика, которая показывает, что Жилищный кодекс РФ работает, и за свои права можно и нужно бороться. Разбирательства уменьшат расчеты контролирующей организации, но потерянные нервы и время не компенсирует никто. Поэтому следите за наступающими сроками экспертизы/замены самостоятельно. А если хотите, чтобы о вас позаботились, заключите договор со сторонней метрологической службой на техническое обслуживание счетчиков. 

Статьи

Полезная информация